Установка системы MOBA Big Sonic-Ski и Pave IR на отечественный асфальтоукладчик
Наша компания приняла участие в мероприятии, организованным Росавтодором на одном из участков на трассе М12. На новом отечественном асфальтоукладчике были установлены системы MOBA Big Sonic-Ski и Pave IR. По результатам укладки был подготовлен отчет, в котором мы разберем качество тестовой укладки асфальта.
Работа с данными системы MOBA Pave IR. Анализ качества укладки.
На первом экране мы видим предварительный температурный профиль укладки. Пройдено 70 метров.
Мы задали диапазон температур: верхняя граница 180°С, нижняя 90°С. На температурном профиле мы видим пять холодных области – это загрузки асфальтоукладчика. Первую загрузку исключаем из расчетов (старт). Какие выводы можно сделать, глядя на этот температурный профиль?
- видно пять самосвалов с асфальтом. Пронумерованы 5 «холодных пятна». Это следствие загрузки бункера асфальтоукладчика;
- первые три самосвала пришли с температурой ниже, чем последние два. Так всегда бывает по не-скольким причинам: АБЗ еще не вышел на полную мощность, не рассчитан коэффициент остывания асфальта за время пути;
- загрузку второго и третьего самосвала нельзя назвать «холодным пятном», мы видим скорее всего размазанные холодные области, что хорошо сказывается на однородности смеси. На четвертом и пятом са-мосвалах уже видны явные «холодные пятна». Такой результат связаны с наличием/отсутствием перегружателя: на втором и третьем самосвалах он работал и сделал смесь более однородной, на четвертом и пятом самосвалах загрузка осуществлялась напрямую в бункер асфальтоукладчика, что привело к большей температурной сегрегации (неоднородности). Это происходит, потому что смесь в кузове остывает неоднородно. Больше всего остывают передний и задний борта кузова. Сначала в бункер попадает смесь с заднего борта кузова самосвала, затем горячая «середина», завершает же загрузку холодная смесь с переднего борта;>/li>
- если сравнивать «холодные пятна» после четвертого и пятого самосвалов, можно сделать вывод, как длительность остановки асфальтоукладчика влияет на сегрегацию. Четвертый самосвал загрузили быстро, пятый при загрузке долго выгружал смесь, поэтому мы видим два «холодных пятна» в форме выглаживающей плиты асфальтоукладчика. На вкладке «время» мы видим длительность остановки асфальтоукладчика.
Отметим, что температурный профиль можно приближать и подробно анализировать проблемные участки. На четвертом самосвале температура асфальта понизилась до 110°, на пятом до 95°. Скорее всего, в этих местах асфальт не будет уплотнен должным образом, это первые кандидаты на ремонт.
Ниже мы видим общую вкладку «Время». За смену всего две остановки асфальтоукладчика, одна из них 7,5 минут.
Далее мы видим вкладку «Скорость». Оператор держал скорость в диапазоне 1,5-2 м/мин. Постоянно менять скорость не рекомендуется. Это можно делать для того, чтобы не останавливать укладчик, например, если смесь заканчивается, а самосвалы в пути, можно замедлить укладку и выработку асфальта на объекте. Если же количество самосвалов накапливается, можно, наоборот, увеличить скорость укладки (и выработку соответственно). Считается, что однородность температур более важный параметр, чем температура асфальта (спорное, конечно, утверждение, здесь возможен конфликт разных специалистов, отвечающих за разные параметры). Здесь мы видим, что скорость укладки хорошая.
Далее вкладка «одиночные температуры». Черная линия – это данные с одиночного температурного датчика, размещенного в бункере асфальтоукладчика. Желтая линия – это данные сканера. То есть черная линия – это поступающий асфальт, желтая – уложенный. Как правило, они должны постоянно коррелировать, желтая должна быть всегда немного ниже черной. Это связано с транспортировкой смеси внутри асфальтоукладчика. На графике выделена область, где все наоборот. Это связано с полной выработкой бункера асфальтоукладчика, что делать не рекомендуется.
Далее вкладка «температурные классы». По нормативам сегрегация начинается с разницы в 14°С. С 25°С начинается средняя сегрегация. Термин также довольно спорный, есть специалисты, которые считают, что смесь должна попадать в пределы 7°С, не понимая, что это невозможно сделать в полях. Тем не менее, чем более высокой будет данная «башня», чем меньше фундамент она будет иметь, тем лучше. В нашем случае разброс температур составил около 40°С. Это много. Я это связываю с малым объемом работы и первыми тремя относительно холодными самосвалами.
Вкладка «Карта» на этом участке не работает, поскольку наша программа использует открытый фор-мат карт OpenStreetMaps. На данном участке нет данных. Если бы мы работали в городе, профиль был бы наложен на карты. Но данный участок можно легко привязать через открытые карты, например, YandexMaps.
Наконец, вкладка «Температурная однородность». По сути это оценка качества, которую ставит система. По 100-бальной системе.
Итого: система поставила среднюю оценку однородности асфальта при укладке. На оценку повлияли не-сколько факторов. Разберем их:
|
|
1. Постоянная скорость асфальтоукладчика 2. Всего две остановки асфальтоукладчика 3. Наличие перегружателя (первые три самосвала) 4. Исправность узлов асфальтоукладчика (это видно на профиле) |
1. Сравнительно холодный асфальт в первых трех самосвалах. 2. Полная выработка бункера (после четвертого самосвала) 3. Отсутствие перегружателя на четвертой и пятой загрузке. 4. Долгая прямая загрузка пятого самосвала без применения перегружателя. 7 минут. |