MOBA PAVE IR Необходимость измерения температуры асфальта при его укладке.
Один из наиважнейших условий качества дороги – температура укладываемого асфальта. Практические исследования указывают на строгую взаимосвязь между характеристиками построенной дороги (коэффициент уплотнения, ровность, однородность, сегрегация) и температурой асфальта при укладке. В Германии дорожно-строительные организации заинтересовались возможностью анализировать качество укладки асфальта, на основании не только температуры подаваемого материала, но и анализе степени температурной сегрегации и, в результате, выдавать заключение о качестве работы в целом. Это необходимо для понимания всего рабочего процесса строительства и поиска возможностей улучшения качества работы.
Традиционное измерение температуры – физический контакт термометр с измеряемой поверхностью. Однако сейчас все чаще применяется бесконтактный способ измерения температуры, при помощи измерения теплового излучения. Именно этот способ применяет новейшая система от компании MOBA PAVE IR®. За один проход температурный сканер измеряет температуру укладываемого асфальта в 61 точке по всей ширине укладки. На основании этого происходит анализ сегрегации материала.
Одна из наиважнейших составляющих асфальта – это битум. Это очень зависимый от температуры материал, и только при помощи его можно построить качественную дорогу. С одной стороны, укладка при низкой температуре асфальта ведет к его недоуплотнению в дальнейшем, в результате страдает качество и сокращается срок службы дороги. С другой стороны, укладка при слишком высокой температуре асфальта ведет к его «размазыванию» и, опять же, страдает качество дороги и уменьшается срок ее жизни. Таким образом, с асфальтом важно работать в правильном диапазоне температур. Именно это создало предпосылки для изобретения системы PAVE IR®.
Основные факторы, влияющие на температуру асфальта:
- Температура асфальта на заводе.
- Транспорт материала до стройплощадки/до асфальтоукладчика/ внутри асфальтоукладчика (от бункера до плиты).
- Окружающая среда.
- Состояние опорной поверхности.
- Толщина укладываемого материала, его состав.
Функция обогрева плиты асфальтоукладчика не оказывает значительного влияния на температуру асфальта и точно никак не снижает уровень сегрегации. Эта функция позволяет незначительно сгладить результат укладки и предотвращает налипание асфальта к плите.
Сейчас температура укладываемого асфальта измеряется, в лучшем случае, одиночно, без подробного анализа, и не записывается. Во время уплотнения температура асфальта вообще оператору неизвестна. В результате дорожно-строительная компания не в состоянии анализировать рабочий процесс, контролировать его качество.
При обсуждении темы измерения температуры укладываемого асфальта часто высказывается следующее мнение: «Какой в этом смысл? Когда система PAVE IR® измеряет температуру асфальта, он уже уложен и уже поздно что-то менять». На самом деле система PAVE IR® может помочь операторам информацией о температуре асфальта непосредственно в процессе укладки. При угрозе выхода из требуемого температурного диапазона они могут оптимизировать процесс укладки: ускорить/притормозить асфальтоукладчик, настроить обогрев плиты и т.п. Дорожно-строительная организация, анализируя отчеты, предоставляемые системой PAVE IR®, может увидеть «слабые места» в рабочем процессе: те этапы строительства, которые можно улучшить, повысив качество и срок жизни дорог в будущем.
Прежде чем улучшить что-нибудь, нужно тщательно проанализировать текущую ситуацию.