Система контроля сегрегации MOBA Pave IR. Полный контроль качества укладки асфальта.
Основным компонентом асфальта является битум, вяжущие свойства которого сильно зависят от его температуры. Именно поэтому главным фактором, определяющим качество дороги, является правильный диапазон температуры укладываемого (и уплотняемого) асфальта. Дорожно-строительные организации тщательно следят за температурой укладываемого асфальта, но современные исследования доказывают, что этих усилий явно недостаточно.
Контроль качества укладки дорожно-строительной организации стандартный: в процессе укладки оператор замеряет температуру уложенного слоя асфальта. После строительства делается керн, при помощи которого визуально замеряется качество уплотнения. Помимо известного всем керна, степень уплотнения асфальта может быть измерена радиоизотопным или ультразвуковым прибором, а также при помощи других технологий.
Таким образом, традиционный контроль качества можно охарактеризовать одним словом, он – выборочный, со всеми вытекающими последствиями. Поскольку он выборочный, он не дает полное представление о качестве укладки и степени сегрегации. И уж точно он не даст информацию о том, насколько соблюдалась технология укладки асфальта: укладывался ли асфальт в требуемом диапазоне температур, как часто останавливался асфальтоукладчик, насколько хорошо была организована логистика асфальта и т.д. Давайте рассмотрим эти основные параметры, критичные для качества дороги, информация о которых может быть полезна производителю работ:
- Температура укладываемого асфальта – это самый важный параметр. Именно от выполнения температурных требований зависит долговечность построенной дороги. Уплотнение слишком горячего асфальта чревато так называемым «размазыванием» материала и неравномерностью толщины слоя. Как следствие – уменьшение срока службы дороги. Уплотнение слишком холодного материала чревато недоуплотнением и образованием «воздушных пузырей», а также - деформациями только уложенного слоя асфальта.
- Остановки асфальтоукладчика оказывают колоссальное влияние на качество дороги по нескольким причинам. Во-первых, старт или остановка оказывают влияние на положение выглаживающей плиты. Это означает, что от остановок асфальтоукладчика, прежде всего, страдает сама точность укладки. Во-вторых, даже 10-15 минутный простой асфальтоукладчика – это гарантированное образование «большого холодного пятна», что впоследствии означает его недостаточное уплотнение и преждевременное разрушение.
- Эти два параметра формируют представление о качестве логистики асфальта. Грамотно организованная логистика асфальта с АБЗ до асфальтоукладчика гарантирует соблюдение первых двух параметров: укладку в требуемом температурном диапазоне и снижение количества остановок асфальтоукладчика за счет своевременной и равномерной подачи материала. Кроме того, длинное транспортное плечо означает увеличение фракционной и температурной сегрегации асфальта. Как следствие – образование «малых холодных пятен», которые очень скоро превратятся в выбоины и трещины.
- Погода. Глупо было бы утверждать, что погодные условия не влияют на качество укладки.
Функционал системы PAVE IR.
- Бесконтактный температурный ИК-сканер. Удобно монтируется, не мешает оператору плиты асфальтоукладчика. Сканер измеряет температуру укладываемого асфальта по всей ширине укладки. Сканер работает по принципу «печатной машинки»: за один проход он делает 61 измерение температуры поверхности уложенного асфальта и возвращается на исходную позицию. Таким образом, информация о температуре асфальта является наиболее полной, кроме того, она предоставляется оператору в режиме реального времени на мониторе.
- На мониторе в режиме реального времени отображается температурныйпрофиль асфальта. Имея информацию о температуре, оператор может влиять на рабочий процесс.
- Система записывает все данные и создает отчет. Он позволяет оценить степень сегрегации. На рисунке ниже видно два «больших холодных пятна», связанных с остановкой асфальтоукладчика в ожидании асфальта. В нижней части отображена скорость асфальтоукладчика. Информация о погодных условиях также доступна в отчете. Программа рассчитывает степень сегрегации на основе полученных данных.
Идея температурной диагностики качества укладки возникла в 90-х. Студент Вашингтонского университета (г. Сиэтл) С.А. Рид (S. A. Read), в 1995г выполнял дипломную работу на тему о контроле качества уплотнения. К тому времени он уже имел 15-летний опыт работы оператором асфальтоукладчика и продолжал работать. С.А. Рид обратил внимание на холодную верхнюю корку смеси, попадавшую в приемный бункер укладчика в конце разгрузки каждого самосвала, наряду с нормальной сыпучей массой этой смеси. После укладки каток, следовавший сразу за асфальтоукладчиком, уплотнял смесь как единое целое, и на глаз слой выглядел однородным. Однако у Рида возникли сомнения в том, что достигнута равномерная плотность покрытия. Оказалось, например, что при средней температуре уложенной смеси 1230С имелись «холодные пятна» с температурой 930С. После укатки плотность асфальтобетона определяли радиоизотопным прибором, а также взвешиванием отобранных кернов. Естественно, что в зоне «холодных пятен» смесь не была уплотнена должным образом.
Измерения показали, что даже если температура «холодного пятна» всего на 140C меньше средней температуры уложенной смеси, то это приведет к преждевременному появлению локальных повреждений покрытия!
Главной задачей системы PAVE IR является диагностика и контроль качества укладки асфальта. Благодаря отчету организация может выявить слабые звенья цепочки АБЗ – самосвал - асфальтоукладчик. Отчет также является подтверждением качества работы компании, он играет также имиджевую роль. Система также очень полезна для крупных дорожно-строительных компаний (контроль собственных подразделений или субподрядчиков). На сегодняшний день PAVE IR – это единственная система, предоставляющая полный отчет об укладке. А это – контроль всех факторов, влияющих на качество дороги.
PAVE IR – это полный контроль над своими подразделениями и субподрядчиками, демонстрация качества выполненной работы.